Наставление о возношении себя и ложных виденияхМногоразличны темные уловки сатаны, с помощью которых он приближается к душе, но излюбленный его путь, которым он и сам следует и по которому старается повести человека, - гордость. Ведь он прекрасно знает, что даже если исполнить все заповеди Божии, одной гордости достаточно, чтобы погибнуть. Он сам, не имея никаких других грехов, отпал от Бога через одно возношение.
Некоторые говорят: о тех, которые имеют Божественные видения, мы знаем определенно, что они - добродетельные люди: постятся, молятся, поступают честно, посещают больных, раздают милостыню, проявляют большую любовь к ближним... Могут ли видения у таких людей быть от диавола?
Но и мы зададим им вопрос: знаете ли вы наверняка, что эти люди правильно веруют в Бога, или, может, они усердно следуют какому-либо еретическому догмату, вопреки гласу слова Божия и свидетельству Церкви? И если они правильно веруют, основываются ли их добродетели на смирении? Не стоит ли за всеми этими добрыми проявлениями скрытая гордость? Потому что гордый человек может творить все добродетели и отказаться от всех пороков, кроме самой гордости. По гордости человек может перестать лгать. По гордости может поступать очень честно. По гордости может совершать всевозможные жертвы, чтобы о нем говорили: «Смотрите, как он благородно поступает!» По гордости и из желания похвалы может дойти и до самопожертвования.
Однажды преп. Паисия Великого спросили, какая добродетель самая высокая. Он ответил: «Та, которая совершается тайно, и никто не знает о ней».
Гордость не выражается только в одной внешней надменности, в презрении к другим и в осуждении неприятных нам людей. Гордость имеет множество тонких и едва уловимых проявлений. Когда на нас косо посмотрят или скажут какое-нибудь оскорбительное слово, и нас это заденет, открывается, что мы горды. Когда к нам не проявят ожидаемого внимания, пройдут мимо, и мы вознегодуем в своей душе, - то опять проявляем гордость. Когда желаем слышать что-нибудь хорошее о каких-либо наших поступках или качествах, - снова нами руководит гордость. Когда Господь смиряет нас через какие-то обрушившиеся несчастья, а мы недовольны судьбой и ропщем на Бога, - и тут нас гнетет гордость, потому что мы считаем себя достойными лучшей участи.
Некий брат пришел к авве Серапиону. Старец предложил ему, по принятому среди монахов обычаю, сотворить молитву. Но гость отказался, назвав себя грешным и недостойным монашеского звания. Старец хотел умыть ему ноги. Но тот не допустил его, отказываясь с теми же словами. Тогда авва предложил гостю разделить с ним его скромную трапезу, и когда они трапезничали, старец начал с любовью говорить: «Сын мой, научись сидеть в своей келье и внимать себе. Потому что частое перехождение с места на место не может принести тебе никакую пользу, в отличие от безмолвия». Услышав это, брат так резко переменился, что выразившееся на его лице огорчение не могло укрыться от старца. Тогда авва Серапион сказал ему: «До этого момента ты назывался грешником и говорил о себе самом, что недостоин и жизни, а когда я с любовью сказал тебе о том, что для тебя полезно, ты сразу обиделся. Если хочешь приобрести истинное смирение, научись мужественно переносить все оскорбления, которые тебе наносят ближние, а не облекайся в праздное смиреннословие». Брат, услышав это, попросил прощения у старца, осознал ошибочность своего мнения и получил большую духовную пользу.
Здесь можно привести прекрасные слова св. Иоанна Лествичника: «Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя (потому что кто же не понесет укор от самого себя?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви».
По материалам сайта «Информ-Религия» |
ПОПУЛЯРНОЕ ВЧЕРА ОБСУЖДАЮТ
МЫШЕЛОВКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ? УЭК (БИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ) – ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА, ДАЛЕЕ – ЗОМБИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ
Главные новости / Публикации / Православие / Глобализация / Апостасия / Апокалипсис / Эл.концлагерь / УЭК | 20 августа 2012
0
978 121
19 апреля 2011
Просмотров: 8 672
|