Путиноиды добьют российскую экономику молотом ВТО

В конце 2011г. завершилась 18-летняя эпопея по вступлению Россиив ВТО, по итогам которой российским властям всё-таки сумели продать билет на экономический Титаник ВТО. Причём продали в самый неподходящий момент – в разгар очередного сползания мировой экономики в новую глобальную рецессию, когда усиливается борьба за рынки сбыта и нарастает протекционизм.

 

Буквально на днях на сайте Министерства экономического развития был опубликован доклад Всемирного Банка, который произвёл эффект разорвавшейся бомбы – в завуалированной форме эксперты ВБ были вынуждены признать, что от вступления в ВТО выиграют исключительно сырьевые олигархи, а обрабатывающая промышленность и наукоёмкие производства испытают сильнейший обвал и рискуют прекратить своё существование.

 

В своих выводах эксперты Всемирного Банка ссылаются на эконометрические модели иностранных экономистов, согласно которым в среднесрочной перспективе размер ежегодной выгоды для экономики России от вступления в ВТО может составить порядка 3% ВВП, а в долгосрочной перспективе по неведомой причине может подскочить до 11% ВВП. При этом дополнительный рост заработной платы может составить 4-5% и 13-17% соответственно.

 

А может и не составить – никаких гарантий нет вообще. Это весьма условная оценка сторонних экономистов, которая имеет слабое отношение к реальности – расчёты делались в период1991-2008гг., т.е. задолго до глобального кризиса 2008г., опровергшего большинство мифов либеральной идеологии и неадекватность концепции «Вашингтонского консенсуса».

 

При этом ни слова не говорится об альтернативных вычислениях лучших российских экономистов, учёных Академии Наук и специалистов отраслевых объединений, которые предрекают потерю 4 млн. рабочих мест до 2015г. и 12 млн. рабочих мест к 2020г., убытки в размере 12% ВВП и банкротство целого ряда отраслей обрабатывающей промышленности, включая наукоёмкие производства.

 

Однако совершенно удручающими оказались прогнозируемые экспертами Всемирного Банка источники дополнительных доходов для российской экономики – они практически никак не связаны с повышением конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и обрабатывающей промышленности, подъёмом наукоёмких производств, развитием отраслей с высоким мультипликатором добавленной стоимости, переориентацией экономики с модели паразитического проедания «нефтедолларов» на извлечение инновационной ренты.

 

На 72% прогнозируемые доходы экономики будут обусловлены повышением качества и снижением цен на бизнес-услуги, что по замыслам должно привести к росту производительности и конкурентоспособности российских компаний. Однако совершенно непонятно, в каких услугах так нуждаются отечественные промышленники и аграрии, задыхающиеся от коррупционных поборов, ценового произвола монополий, неподъёмных ставок по кредитам, изношенной на 80% инфраструктуры и неконтролируемого наплыва дешёвого китайского или субсидируемого европейского импорта.

 

Самое удивительное, что по опросам самих компаний в сфере обрабатывающей промышленности, машиностроения, станкостроения, выпуска наукоёмкой продукции и аграрного сектора, главные их трудности связаны отнюдь не с доступом к финансовым, страховым и телекоммуникационным услугам. Главные ограничения для развития высокотехнологичных производстви возрождения обрабатывающей промышленности заключаются не в отсутствии доступак финансовым, страховым, консультационным и телекоммуникационным услугам, как ошибочно кажется экспертам Всемирного Банка.

 

Главные преграды для развития производительныхсил кроются в недоступности кредитов, хроническом инвестиционном кризисе, повсеместных коррупционных поборах, ценовом произволе естественных монополий, неподъёмных ценах на ГСМ, крайне слабой государственной поддержке экономики, изношенных на 65-70% основных фондах, устаревших технологиях и неконтролируемом наплыве дешёвого импорта, вымывающего продукцию отечественных товаропроизводителей и делающего нерентабельным любую созидательную деятельность.

 

По оценкам Всемирного Банка порядка 18% от прогнозируемого общего дохода экономики после вступления России в ВТО должен составить эффект в связи со снижением цен на ввозимую импортную продукции: промежуточные ресурсы и товары конечного потребления. Как показывает опыт последних лет, ни укрепление рубля, ни снижение импортных пошлин, ни открытие сборочных предприятий и «отвёрточных» производств вообще никак не способствуют снижению цен на продукцию иностранных производителей – все прибыли оседают в карманах транснациональных корпораций и розничных сетей.

 

Более того, не стоит надеяться и на бурный рост импорта продукции инвестиционного машиностроения и высокотехнологичного оборудования - российская обрабатывающая промышленность уже много лет не закупает оборудование и не реализует технологическую модернизацию не в силу высоких импортных пошлин (доля которых непревышает 15% в цене продукции), а по причине того, что у неё просто нет для этого средств: ставка по кредитам зашкаливает за 18-25% для несырьевых секторов, а 85% всех прибылей экономики оседают в карманах добывающих отраслей, естественных и транспортных монополий, оптово-розничной торговли, металлургии и нефтепереработки.

 

И лишь 10% (т.е. в лучшем случае 0,3% ВВП ежегодно в краткосрочной перспективе и 1% ВВП в долгосрочной перспективе) в лучшем случае может составить доход экономики от упрощения доступа продукции российских компаний на внешние рынки. При этом эксперты Всемирного Банка открытым текстом говорят о том, что даже эти мизерные выгоды будут ограничены узким кругом сырьевых секторов экономики - сталелитейным производством, добычей цветных металлов и химическим производством. Ни о каких новых рынках сбыта для продукции отечественных наукоёмких производств, поддержке обрабатывающей промышленности и продвижении высокотехнологичных товаров не идёт даже речи – вступление в ВТО позволит заработать дополнительные миллиарды долларов только сырьевым олигархам, что признают даже экономисты Всемирного Банка.

 

Более того, эксперты Всемирного банка открыто говорят о том, что пищевая промышленность, лёгкая промышленность, машиностроение, производство станков и оборудования, а также выпуск строительных материалов в результате вступления России в ВТО испытают наиболее сильное конкурентное давление и сократят объёмы выпуска, которые и так не дотягивают до 20-45% от отметок 1990г.

 

Другими словами, именно те секторы экономики, которые самым непосредственным образом связаны с развитием научно-технического потенциала, созданием межотраслевых цепочек добавленной стоимости, выпуском наукоёмкой продукции и модернизацией экономикой окажутся под наибольшим ударом. В таком случае можно будет смело забыть про заявленную российскими властями идею необходимости модернизации экономики – вступление в ВТО закрепит за Россией статус сырьевой колонии Запада, поставщика дешёвых ресурсов и рынка сбыта для продукции глобальных монополий.

 

Не желая заниматься откровенной ложью, эксперты Всемирного Банка в своём докладе указывают, что в результате выполнения взятых на себя обязательств среднеарифметическая ставка импортных пошлин в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для России снизится на едва заметные 3,5% - с 11% в 2011г. до 7,6% к 2020г.Однако средневзвешенная ставка импортных пошлин, учитывающая удельный вес того или иного товара в структуре совокупного импорта, снизится более чем в 2 раза – с 11,6% до 5,3%, что автоматически сделает нерентабельным целый ряд отраслей обрабатывающей промышленности (инвестиционное машиностроение, станкостроение, приборостроение, авиакосмическая отрасль и т.д.) и аграрный сектор.

 

Экономисты Всемирного Банка справедливо указывают на то, что по более чем 1500 тарифным линиям в России в настоящий момент применяется тариф ниже установленной предельной ставки пошлины в рамках обязательств перед ВТО. Однако по 760 из них пониженные импортные пошлины применяются к категориям «машины и механизмы», а также «электрические машины и оборудование», что обусловлено потребностями российских совместных с иностранцами автосборочных предприятий в завозе дешёвых комплектующих, а также импорте оборудования для сырьевых и энергетических монополий.

 

Совершенно непонятно, зачем нужно было ставить под удар всю обрабатывающую промышленности и наукоёмкие производства, открывая их наплыву дешёвого импорта, если и так при должном желании можно стимулировать технологическое перевооружение и модернизацию производств посредством регулирования тарифных ставок на ввоз критически значимой промышленной продукции.

 

Не меньше вопросов вызвал итоговый вывод доклада Всемирного Банка, который с кристальной ясностью прояснил суть всей затеи вступления России в ВТО – это «уникальная возможность для продвижения страны в направлении модели экономического развития, ориентированной на поддержание контактов с другими странами». Именно «поддержание контактов с другими странами», а не развитие конкурентоспособной отечественной промышленности, самодостаточной финансовой системы, возрождение высокотехнологичных производств, увеличение экономической и технологической мощи России, по мнению Всемирного Банка, должно являться основной целью вступления России в ВТО.

 

И именно этим обусловлено то повышенное внимание, которое уделяют его эксперты вопросам создания максимально благоприятных условий для деятельности транснационального финансового и торгово-промышленного капитала, являющегося основным бенефициаром и проводником политики глобализации, либерализации и открытия границ для движения товаров, услуг и капитала.

 

Эксперты Всемирного Банка совершенно чётко указывают на то, что от вступления в ВТО пострадает целый ряд отраслей обрабатывающей промышленностии наукоёмких производств, что ставит под угрозу даже мифическую надежду на модернизацию экономики и отраслевую диверсификацию экономики.

 

Однако вместо того, чтобы оказывать адресную поддержку отечественным товаропроизводителям и аграриям, защищать финансово-экономическийи производственно-технологический суверенитет России в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и надвигающейся второй фазы глобальной рецессии, российским властям настоятельно рекомендуется стоять на страже интересов глобальных монополий и не вмешиваться в процесс разрушения национальной экономики, «избегая при этом поддержки соответствующих отраслей». В лучшем случае Всемирный Банк допускает возможность организации процесса переподготовки и перепрофилирования кадров.

 

Всемирный Банк совершенно ясно указывает на то, что «субсидирование сокращающихся отраслей во избежание сокращения выпуска препятствует либерализации». И открыто заявляет о том, что есть «силы, которые хотят защиты своих отраслей» и«они будут лоббировать отмену либерализации». Чтобы этого не произошло, «в переговоры об уровне защиты внутреннего рынка вовлекаются иностранные деловые круги и иностранные правительства» и «высокопоставленные должностные лица правительства (России)», и«в результате, как правило, формируется более широкий и глубокий набор реформ, нежели тот, который можно было согласовать вне процесса присоединения».

 

Таким образом, без учёта мнения подавляющего большинства населения страны и представителей несырьевых секторов экономики происходит втягивание России в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена, усиление деградации экономики, деиндустриализации производства и разрушение научно-технического потенциала.

 

Согласно данным Росстата, только за период 2007-2011гг. деиндустриализированная российская экономика потеряла более 3 млн. рабочих мест, из которых 1,5 млн. пришлось на обрабатывающие производства, 572 тыс. на сельское хозяйство, а 382 тыс. на транспорт и связь. И если этот обвал на 20% удалось компенсировать ростом занятости в государственном секторе (136,7 тыс.), финансовых спекуляциях (137,5 тыс.) и оптово-розничной торговле (232,4 тыс.), то что делать с теми 4 и 12 млн. человек, которые практически наверняка потеряют рабочие места после вступления России в ВТО к 2015г. и к 2020г. в силу банкротства 30% предприятий в промышленности и аграрном секторе, непонятно вообще. Особенно если это произойдёт на фоне вымирания 450 моногородов, которые лишатся источников налоговых поступлений в местный бюджет. И никакая оптово-розничная торговля, коррумпированная госслужба и финансовые спекуляции не помогут удержать от голодного бунта 10 млн.безработных и люмпенизированных граждан России.

 

Весь текст доклада пропитан духом адвокатской защиты российских властей, которым глобальные элиты и транснациональный капитал сумели продать билет на Титаник ВТО. В нём говорится о том, что российские переговорщики добились беспрецедентных уступок, но ни слова не говорится о том, что наши власти подписались под выполнениемцелого ряда обязательств, вообще не относящихся к базовым требованиям ВТО и входящим в корзину «ВТО+».

 

Здесь и обязательства продолжить поднимать в течение ближайших лет цены на газ, ГСМ и электроэнергию до среднемирового уровня, при том что уровень жизни в России в 3-7 раз ниже, чем в экономически развитых странах. Сюда же относятся требования отказаться оказывать адресную поддержку авиакосмической отрасли, которая и так находится в состоянии глубокого инвестиционного кризиса, что автоматически лишает всяких надежд на развитие ключевой отрасли высоких технологий.

 

Бурную радость экспертов Всемирного Банка вызвали уступки для финансового сектора – банкам и страховым компаниям запретили открывать филиалы до2020г., однако подняли предельную долю участия иностранного капитала с 15% до 50%.С учётом скрытых механизмов контроля за капиталом и 164,5 млрд. внешних долгов, уже сегодня доля иностранного капитала в банковском секторе превышает 35-45%.

 

В интересах отдельно взятых коррумпированных чиновников и бизнесменов сохранили 49% барьер для иностранного капитала в телекоммуникационном секторе на 4 года, но эта отрасль и так не входит в число проблемных и приоритетных с точки зрения развития высоких технологий. При этом совершенно забыли про судостроение, авиастроение, станкостроение, приборостроение, тяжёлое и инвестиционное машиностроение, космические технологии, производство оптики и электроники, а также выпуск микросхем, которые являются фундаментом для модернизации экономики и слезания с нефтяной иглы.

 

Таким образом, эксперты Всемирного Банка, сами того не желая, выступая в качестве адвокатов российских властей с благими намерениями защиты российского руководства, проговорились и со всей очевидностью продемонстрировали всю неадекватность и несостоятельность официально пропагандируемых целей вступления России в ВТО, лживость мотивации и катастрофические последствия данного шага для промышленности, обрабатывающих производств и наукоёмких отраслей России.

 

Они открыто признали, что российская обрабатывающая промышленность и наукоёмкие производства почти наверняка исчезнут под натиском глобальных корпораций, а 90% широко разрекламированных потенциальных выгод для экономики являются всего лишь фикцией, никоим образом не связанной с модернизацией экономики и возрождением промышленности. России уготована участь сырьевой колонии Запада, рынка сбыта для продукции глобальных монополий и поставщика рабочей силы.

 

При этом на полном серьёзе говорится о том, что основной целью вступления в ВТО является расширение сотрудничества России с внешним миром и, по сути дела, экономическая колонизация страны в интересах транснационального капитала.

 

 

Независимый экономист Владислав Жуковский

https://kprf.ru/crisis/edros/105904.html

14 мая 2012 Просмотров: 4 903