Благодатный огонь ненавистен модернистам

Предлагаем вниманию читателей ответ послушника Михаила (Зорина) на богохульные утверждения диакона Александра Мусина, назвавшего великое православное чудо – схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме – «мифом» и «псевдочудом», а радость верующих от лицезрения этого знаменательного события – «массовым психозом – явлением нездоровой психики».


Накануне дня Святой Пасхи на сайте Санкт-Петербургского католического костела святой Екатерины появилась беседа католического корреспондента с православным(!) диаконом Александром Мусиным. «Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме на Пасху по юлианскому календарю преподносится многими как доказательство превосходства православной веры над католической. Что же происходит в Иерусалиме на самом деле?» – так начиналось вступление к интервью, обозначившее его главную цель – доказать обратное, т. е. отсутствие превосходства Православия над католичеством, единодушно признанным Святыми Отцами Церкви ересью. Тот факт, что отрицание чуда Благодатного Огня исходило из уст служителя Православной Церкви, по всей видимости, должен был придать публикации на католическом сайте особую значимость.

 

«Давайте вспомним одного из ранних церковных историков, отца церковной истории Евсевия Кесарийского, который на страницах своей книги, написанной в IV веке, сказал очень верную вещь: „Да не будет того, чтобы в доме Отца всякой истины, в доме Иисуса Христа, Который есть Церковь Христова, придумывались разные небылицы ради прославления имени Божиего“. В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся именно с такой выдумкой. Это некий миф, который, казалось бы, должен возвеличить Церковь. Прежде всего, Православную. Но на самом деле происходит обратное. Из-за таких вот псевдочудес имя Божие начинает быть „поношаемо“ у всех народов земли», – категорично заявил диакон А. Мусин, отвечая на вопрос католического журналиста о Благодатном Огне.

 

Но, не удовольствовавшись одной хулой на Благодатный Огонь, т. е. уничижением общепризнанного Православного чуда, он принялся восхвалять католичество: «То, что происходит во время обряда зажжения огня на Пасху в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, некогда происходило в каждой христианской общине. Если мы обратимся к современной литургической традиции Католической Церкви, то мы увидим, что в ней этот обряд совершается до сих пор. Он сохранился в силу большего архаизма богослужебной традиции римской Церкви. У нас же, в православной традиции, прежде всего из-за многочисленных литургических реформ, изначальная простота богослужения, связанного с возжжением огня на Пасху, была, к сожалению, утрачена».


Таким образом, диакон Мусин кощунственно назвал Благодатный Огонь мифом и псевдочудом, уничижил веру миллионов православных и Святых Православной Церкви и восхвалил некий «традиционализм» католиков, моления которых якобы более соответствуют первохристианским Богослужениям (здесь уместно вспомнить завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского о том, что «живущие в иной вере: в католической или мусульманской, или армянской – не увидят Жизни Вечной. «Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси»).

 

Можно было бы удивиться и ужаснуться столь циничному отрицанию реального чуда Божия, засвидетельствованного сотнями миллионов верующих и происходящего в течение уже более чем двух тысячелетий, из уст православного диакона, если не принимать во внимание, что сегодня, к сожалению, в лоне Православной Церкви есть люди, стремящиеся разрушить ее изнутри. «Поскольку знамение Благодатного Облака воспринимается верующими как свидетельство истинности Православной веры и святоотеческого календаря, атака модернистов направлена именно против последнего как неизменной части Священного Предания, зачастую ими оспариваемого. Если бы модернисты могли подорвать веру в Божии чудеса как в знамения, открывающие Божию волю, их радость была бы безгранична, вот почему они годами усердно трудятся в этом направлении», – справедливо заметил болгарский священник в своей статье, обличающей противника другого общеизвестного чуда – Благодатного Облака, появляющегося на горе Фавор на православный праздник Преображения Господня (см.: «ПК» № 9 (57)). Таким образом, хула диакона А. Мусина на чудо Благодатного Огня направлена в первую очередь против истинности Православия!


Согласно Святоотеческому Преданию, первым очевидцем Благодатного Огня был святой апостол Петр. Как повествует Евангелие, узнав о чуде Воскресения Христова от святой Марии Магдалины, вместе со святым апостолом Иоанном Богословом он немедленно отправился на Гроб Господень. Войдя туда, он увидел внутри Гроба удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, – говорит святитель Григорий Нисский, – видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно».


Самое раннее свидетельство о схождении Благодатного Огня относится к IV веку. О нем пишет в своей истории современник и тезка упомянутого А. Мусиным Евсевия Кесарийского Евсевий Памфил. Рассказывает о схождении Благодатного Огня и наш знаменитый соотечественник игумен Даниил в своем труде «Хождение», относящемся к XII веку. Кроме того, из церковной истории известно, что в XV веке армяне подкупили турок, чтобы те позволили армянскому католикосу войти в Кувуклию (часовню Гроба Господня) и получить Благодатный Огонь. Но сколько католикос со своими подопечными не молился в Кувуклии, Благодатный Огонь не появился. Он сошел к православному Патриарху, возносившему молитвы перед храмом Гроба Господня. В XIX веке очевидцем чуда был известный миссионер Николай Иванович Ильминский, просветитель татар, находившийся на Востоке в научной командировке. В жизнеописании преподобного Феодосия Кавказского также говорится о том, что Святой не раз наблюдал чудо схождения Благодатного Огня. А вот свидетельство нашего современника, двукратного олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира, многократного чемпиона СССР по биатлону, заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера России Николая Константиновича Круглова: «Я поехал в Иерусалим посмотреть, как сходит Благодатный Огонь. Кто-то занимал очередь с вечера – не попал, кто-то покупал билеты и даже по ним не прошел, а мне удалось пройти с сербской делегацией. Простоял я всю службу, все видел, Огнем умывался – он действительно не обжигает. А когда начали отгонять народ от Кувуклии, где Гроб Господень, я оказался один перед ней. Всех отогнали, а я остался и даже подумал: я что, первым что ли зайду? В общем, зашел пятым. Для меня это было потрясением. Но и физическое напряжение там испытываешь сильное. Вот вам и чудеса!» Думается, приведенных нами доказательств достаточно, чтобы убедиться, что слова диакона А. Мусина являются дерзкой хулой на истинное чудо Божие.

 

«Вот уже две тысячи лет сходит в день Святой Пасхи на землю Благодатный Огонь в Иерусалиме, – писал игумен Симеон (Ларин), насельник Свято-Введенской Оптиной Пустыни, ветеран Великой Отечественной войны. – Наука не в силах объяснить это чудо. Как это сами собой зажигаются свечи неведомо откуда явившимся Огнем, который первое время представляет собой пламя только светящееся, но не обжигающее? Но чудо – это и есть явление, которое происходит вразрез с установленными законами Вселенной. Как объяснит наука возникновение из небытия Огня в закрытом помещении? Почему во время процесса горения Благодатного Огня не происходит теплоотдачи?» Важно отметить, что это чудо совершается всегда в Великую Субботу по святоотеческому юлианскому календарю. А, как известно, дата этого дня зависит от Пасхи, которая каждый год празднуется в разное время.

 

И как только повернулся у диакона Мусина богохульный язык назвать подлинное и великое чудо Божие мифом и псевдочудом? Не о таких ли богохульниках говорит святой пророк Давид: Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя (Пс. 5, 10).

 

Послушник Михаил (ЗОРИН)

Источник: газета "Православный Крест"

28 мая 2012 Просмотров: 7 051